"Консультант Плюс" 16.12.99

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о выбора

Административная ответственность юридических лиц за

нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах.

8 декабря 1999 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 06.12.99 N 210-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах" (далее - Закон). Следует отметить важность и своевременность его принятия накануне выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и предстоящих выборов Президента Российской Федерации.

Законом установлены виды административных правонарушений, не предусмотренные действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, за совершение которых юридические лица привлекаются к ответственности, основания возбуждения дела об административном правонарушении, порядок его производства, подведомственность рассмотрения указанной категории дел, порядок исполнения постановлений о наложении административного взыскания, обжалования и опротестования по делу об административном правонарушении.

Для целей Закона под нарушением законодательства о выборах и референдумах понимается несоблюдение требований Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных законов о выборах федеральных органов государственной власти, законов субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии. В случае нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах избирательным блоком к административной ответственности привлекаются входящие (входившие на момент совершения правонарушения) в этот избирательный блок в качестве избирательных объединений политические общественные объединения.

Основаниями к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, факта совершения административного правонарушения, предусмотренного новым Законом;

2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

3) сообщения и заявления об административных правонарушениях, предусмотренных Законом, поступившие от физических или юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Составлять протоколы, совершать иные процессуальные действия, предусмотренные Законом и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, вправе члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также должностные лица органов внутренних дел.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей, если они имеются; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, с указанием конкретной статьи закона; иные сведения, необходимые для разрешения данного дела. При наличии объяснения представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, к указанному протоколу прилагается данное объяснение.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В целях более оперативного рассмотрения дел указанной категории Законом установлено, что протокол об административном правонарушении направляется в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении в течение суток с момента его составления. Дела, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, рассматривают районные суды (мировые судьи).

Виновные юридические лица подвергаются штрафу, а в некоторых случаях в виде санкции предусмотрена также конфискация незаконных агитационных материалов и предметов материальной поддержки.

В течение десяти дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении юридическое лицо, в отношении которого вынесено постановление, вправе обжаловать указанное постановление в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Законом определен порядок наложения штрафа на избирательный блок: если нарушение допущено избирательным блоком, взыскание наложенного штрафа производится с политических общественных объединений, входящих (входивших на момент совершения правонарушения) в избирательный блок в качестве избирательных объединений, в пределах суммы штрафа, предусмотренного Законом, в равных долях.

Общий порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий за нарушение законодательства о выборах и референдуме осуществляется применительно к особенностям привлечения к административной ответственности юридических лиц в порядке, установленном принятым Федеральным законом, разделом V Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Новый Федеральный закон от 06.12.99 N 210-ФЗ действует до вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

КонсультантПлюс

СЕМЕНОВ К.



Информсвязь