"Воронеж online" www.voronezh.ru 09.02.01

В поле правового контроля

Сегодня гость нашей редакции - начальник Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области, Государственный советник юстиции второго класса Анатолий Ивлев. С ним мы беседуем о работе юстиции и о тех изменениях, которые произошли и происходят в этой структуре. В число основных функций органов юстиции входит осуществление правового контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству. Аналогичную работу проводит Прокуратура. Не дублируется ли при этом деятельность двух различных правоохранительных структур? Органы юстиции осуществляют экспертизу нормативных правовых актов и их проектов уже в течение ряда лет. Но лишь Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" от 10 августа 2000 года дал толчок к созданию в Минюсте России единой системы правового контроля за состоянием действующего в субъектах РФ законодательства. Не секрет, что в конце 1990-х более трети правовых актов, принятых в субъектах Федерации, содержали положения, которые не соответствовали, а зачастую - прямо противоречили Конституции РФ и иным правовым актам Российской Федерации. Если мы хотим жить в цивилизованном правовом государстве, то должны в кратчайшие сроки придать единообразие правовым актам, действующим на территории государства. Что же касается взаимоотношений Управления Минюста с Прокуратурой Воронежской области, то здесь скорее следует говорить о взаимодействии данных правоохранительных структур в рамках процесса обеспечения единства правового пространства России, нежели о дублировании функций. Компетенция органов юстиции и прокуратуры различается. По этой причине мы и прокурорские работники "обречены" совместными усилиями решать задачу, которую поставил перед нами Президент. В том случае, если при проведении экспертизы сотрудниками Управления выявляются факты несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону, то информация об этом направляется в Прокуратуру Воронежской области. В ее компетенцию входит возможность опротестования такого нормативного акта. В том случае, если требования, содержащиеся в протесте, не будут удовлетворены структурой-нормотворцем, органы прокуратуры могут добиваться приведения нормативного акта в соответствие с действующим федеральным законодательством в судебном порядке. В этой связи необходимо отметить, что территориальные органы юстиции также должны быть наделены правом - обращаться в суд. Это позволит активизировать процесс приведения правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Как Управление Министерства юстиции по Воронежской области проводит экспертизу правовых актов Воронежской области? Как я уже говорил, работа в данном направлении была активизирована в августе 2000 года. До настоящего времени проведена экспертиза 117 актов Воронежской области. В чем суть правовой экспертизы, как она проводится? Специалисты Управления изучают содержание официального (т.е. опубликованного) текста правового акта. После этого даются ответы на следующие вопросы: что является предметом регулирования данного нормативного акта; необходимо ли было принимать акт для правового регулирования данной проблемы; входит ли в компетенцию органа-нормотворца принятие такого нормативного акта; соответствует ли содержание акта Конституции РФ и федеральным законам; были ли соблюдены при подготовке нормативного акта правила юридической техники. Достаточно ли квалифицированных специалистов для осуществления этой деятельности? После выхода Указа Президента РФ N 1486 в территориальных органах юстиции в субъектах РФ началось создание отделов законодательства и правовой экспертизы. Формирование такого отдела в нашем Управлении сейчас практически завершено. Подбирая сотрудников для нового подразделения, мы избрали принцип сочетания молодости и опыта. К сожалению, отсутствие необходимого финансового обеспечения со стороны Министерства юстиции РФ в 2000 году замедлило процесс комплектования отдела законодательства и правовой экспертизы. Приведите, пожалуйста, примеры несоответствия положений нормативных актов Воронежской области законодательству Российской Федерации? Ряд таких положений выявлено в ходе экспертизы Устава - Основного Закона Воронежской области: не соответствует ст. ст. 15, 79 Конституции РФ положения Устава области (ст. ст. 8, 13, 15, 72, 73), допускающие признание Воронежской области субъектом международного права; противоречит законодательству РФ оговоренная в Уставе области возможность устанавливать для ее жителей дополнительные права и гарантии их обеспечения (ст. 4), не предусмотренные Конституцией РФ (ст.19); противоречит федеральному законодательству положения ст. ст. 33, 56 Устава, которые устанавливают, что руководители правоохранительных органов Воронежской области назначаются и освобождаются от должности по согласованию с областной Думой и администрацией Воронежской области; ст. 11 Закона Воронежской области от 05.11.1999 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека" устанавливает в качестве обязательной прививку против туляремии, что противоречит ФЗ "Об иммунопрофилактике". Подобные прививки утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Работа по правовому контролю за соответствием правовых актов субъектов РФ действующему федеральному законодательству целенаправленно осуществляется Управлением Министерства юстиции РФ в течение нескольких месяцев. Каковы первые итоги этой деятельности? Насколько она эффективна? Как я уже сказал, Управлением за истекшие месяцы была проведена правовая экспертиза 117 актов Воронежской области. В их числе - Устав - Основной Закон Воронежской области. Это колоссальная работа - за несколько месяцев провести проверку всех законов, принятых в области! Чтобы успешно справиться с этой задачей, приказом по Управлению была образована специализированная рабочая группа. В ее состав вошли наиболее опытные и компетентные специалисты Управления, которые по роду своей деятельности непосредственно занимаются правовой работой, а также сотрудники нового отдела. Для них осуществление экспертизы законов Воронежской области стало своего рода "боевым крещением". Что же касается эффективности деятельности Управления в сфере обеспечения единства правового пространства, то думаю, ее можно признать высокой. В течение двух месяцев были подготовлены экспертные заключения в отношении 117 правовых актов области. В 30 из них выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству. Экспертные заключения на подобные нормативные акты направляются Представителю Президента РФ по Центральному Федеральному округу, Федеральному инспектору по Воронежской области, в Министерство юстиции РФ, Прокуратуру Воронежской области, Воронежскую областную Думу. Воронежская областная Дума реагирует на них должным образом. Получены 17 писем, в которых извещается о том, что в отношении указанных документов будут приняты необходимые меры. Справедливости ради надо сказать, что наличие в целом ряде законов Воронежской области норм, не соответствующих федеральному законодательству объясняется спецификой развития правового пространства России. Более 20 % законов области были приняты много раньше, нежели появились соответствующие им акты Российской Федерации. Важным также является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. субъекты РФ должны привести свое законодательство в соответствии с федеральным в течение двух лет - до октября 2001 года. То есть нынешнее время - переходное, когда законодательство субъектов РФ приводится в соответствие с действующим федеральным законодательством. В 2000 году взысканию по исполнительным документам подлежало более пяти млрд. рублей. Какая сумма была реально взыскана приставами-исполнителями в течение 2000 г.? По уточненным данным из суммы 5.5 млрд. руб. реальному взысканию подлежало 3,8 млрд. руб. Было взыскано 722 млн. (20 %). Исполнительные листы на 1,8 млрд. руб. либо отозваны, либо не подлежат взысканию. Взыскание задолженности по выплате "детских" пособий, налогов и сборов в бюджет вошли в число приоритетных направлений деятельности судебных приставов в 2000 г. Каковы итоги этой работы? Кто ранее занимался взысканием налогов, сборов и иных платежей в бюджет В соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ с 1 января 2000 года Служба судебных приставов осуществляет взыскание налогов и иных платежей в бюджет. Сумма, подлежащая реальному взысканию, составила 851 млн. руб. Было взыскано - 53 млн. Сложнее ситуация с детскими пособиями. Поступило в 2000 г. 55129 исполнительных листов на сумму 160 млн. руб. (из них более 50 000 - в Центральное РПСП). Взыскано 17 млн. (11%). Взыскание столь незначительной суммы объясняется следующими обстоятельствами. Ответчиком по судебным искам о взыскании задолженности по детским пособиям выступает Главное финансовое управление администрации Воронежской области, которое является государственным учреждением. В соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данная проблема не была вовремя профинансирована администрацией области. Поэтому процесс взыскания задолженности по детским пособиям имеет следующий вид. Как только на счетах ГФУ появляются денежные средства, они тут же переводятся на выплату пособий. Отсюда - столь значительная задержка в выплатах и очереди у Центрального РПСП. Хочу подчеркнуть - судебные приставы могут работать только с теми денежными средствами, которые есть на счетах ГФУ. Само Управление не имеет никаких сумм, которые могут пойти на выплаты детских пособий! Руководством Управления неоднократно ставился перед Администрацией вопрос о необходимости скорейшего решения данной проблемы. Но, к сожалению, она не урегулирована до сих пор. С какими проблемами сталкиваются приставы-исполнители в процессе принудительного взыскания денежных средств и розыска имущества должников-неплательщиков? Взаимодействуют ли Управление и ГУЮ "ВОЦГРПН" в процессе розыска имущества должников? Самое сложное здесь розыск имущества должников. Чтобы решить эту проблему, создано подразделение по розыску должников, их имущества и взаимодействия с правоохранительными органами. Сложность здесь заключается в том, что на данное подразделение пока не распространяется законодательство, регулирующее правоохранительную деятельность. Взаимодействие между Службой судебных приставов и ГУЮ "ВОЦГРПН" осуществляется путем предоставления информации судебным приставам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах недвижимости, их правовом положении. Каковы на сегодняшний день основные направления кадровой политики в Службе судебных приставов Управления? В соответствии со ст. 3 ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. В настоящее время проводится планомерное укрепление этих должностей лицами, имеющими такое образование. Вновь назначено 12 новых старших приставов. Работа в этом направлении будет продолжаться. Как Вы можете прокомментировать возможность перевода судебных приставов по ОУПДС в подчинение органам Судебного департамента при Верховном Суде РФ? Ответ на этот вопрос был дан Министром юстиции РФ Ю.Я. Чайкой на заседании коллегии Министерства в январе 2000 г.: "Высказывавшиеся в последнее время предложения о передаче службы судебных приставов в судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации не только не соответствует основным положениям Концепции судебной реформы, но и противоречит принципу разделения властей". Каковы формы взаимодействия Управления и нотариальной Палаты Воронежской области? Нотариальная палата и Управление взаимодействуют на принципах, заложенных в Основах законодательства РФ о нотариате и Закона области "О нотариате". С участием руководителей органов юстиции проходят заседания Нотариальной палаты, вырабатываются совместные решения по актуальным вопросам. Расскажите, пожалуйста, о Единой информационно-телекоммуникационной системе органов и учреждений юстиции. С какой целью она создается? ЕСИТО станет составной частью информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти РФ. ЕСИТО создается с целью объединения в едином информационном комплексе всех структур юстиции. Это позволит улучшить исполнительскую дисциплину, управляемость органов юстиции, повысит оперативность исполнения поручений Президента и Правительства. С созданием ЕСИТО появится возможность ввести систему электронного документооборота, даст новые возможности для анализа информации, обеспечит высокий уровень защиты информации. В связи с этим будет активизирована работа региональных центров правовой информатизации, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 г. N 904 совместно с территориальными органами юстиции будут проводить работу по ведению регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. Данная деятельность также будет осуществляться в рамках работы по обеспечению единства правового пространства России. Какие надежды Вы связываете с принятием Федерального закона "О юстиции"? Проект Федерального закона "О юстиции" должен решить многие проблемы, мешающие слаженной и целенаправленной работе Министерства и его территориальных органов: 1.Органы юстиции необходимо наделить правом от имени государства непосредственно (а не через другие органы) обращаться в суд. 2. Наделить их новыми полномочиями в сфере контроля за законностью деятельности общественных объединений. 3. Необходимо определить в правовом плане, какое понятие вкладывается в слово "юстиция". Что это за вид деятельности. 4. Система органов и учреждений юстиции должна быть упорядочена, централизована. Предлагается установить трехступенчатую систему органов юстиции: Министерство юстиции - окружные органы, территориальные органы. 5. Необходимо расширить полномочия органов юстиции в сфере координации и кадров. 6. Важным представляется улучшение социальной защищенности сотрудников органов.



Информсвязь